anatoly_ryabov
anatoly_ryabov
23 просмотров0 комментариев

Создание проектов на основе Repka Pi - подробные инструкции интересных полезных DIY-проектов для обучения автоматике и робототехнике, цифровой технике и программированию

#PWM #UART #I2C #SPI #CAN

Это вступительная статья к циклу материалов с подробными инструкциями по созданию проектов на основе Repka Pi - для создания интересных DIY проектов и для обучения автоматике и робототехнике, цифровой технике и программированию.

Различная вспомогательная автоматика на основе цифровой техники сейчас применяется повсеместно как в домашних DIY проектах, так и в промышленных решениях, активно входит в образовательный процесс, чтобы будущие инженеры осваивали этот важный и востребованный пласт навыков и знаний начиная со школы, а при обучении в колледжах и вузах в качестве своих курсовых и дипломных задач создавали проекты промышленного уровня.

Степень доступности в проектах с системами управления автоматикой стала такой, что высокотехнологичные решения высокой сложности проникают практически во все сферы деятельности. Во многом это стало возможно благодаря стандартизации - по сути промышленные протоколы взаимодействия всех уровней доступны сейчас в широко распространённых микроконтроллерах с прекрасной документацией и многочисленными примерами кода и огромным количеством разнообразных библиотек.

Стандартная пирамида уровней построения таких систем управления выглядит примерно так:

При этом возможности современных контроллеров зачастую такие, что для небольших проектов один микроконтроллер совмещает в себе все функции полевого уровня, уровня контроллера и уровня управления, так же при этом обеспечивая и возможности взаимодействия с другими устройствами (станки, роботы, целые технологические процессы и системы управления производством) посредством так называемых промышленных сетей). Это даёт возможность естественным образом переходить к построению масштабных систем управления:

Picture backgroundИ раз стал доступен в рамках решаемых задач и в образовательных проектах переход на более высокие уровни управления и интеграции, то разумно построение систем управления, основанных не на микроконтроллерах, а на процессорных системах, где одновременно портами ввода/вывода и возможностью программирования логики работы с ними, так же становятся доступными все возможности операционных систем общего назначения - сетевые устройства, сложные графические интерфейсы, Web-сервер, стек программного обеспечения для построения модульных систем с широким функционалом, высокая производительность и много чего ещё. Как правило это всё реализуется на так называемых встраиваемых компьютерах, имеющих небольшие размеры и низкое энергопотребление, большое количество интерфейсов с контактами, на которое выведено большое количество портов ввода/вывода процессоров. Чаще всего сейчас это компьютеры построенные на процессорах с архитектурой RISC (наиболее распространены - ARM или RISC-V).

Ещё чуть больше 10 лет назад такие встраиваемые компьютеры были преимущественно специализированными, относились к промышленным решениям и имели высокую стоимость. С появлением проекта универсального одноплатного компьютера с большим количеством выведенных на плате портов ввода/вывода (I/O) - Raspberry Pi - такие решения стали широкодоступными и массовыми.

А несколько лет назад - в 2022 году, в России появился свой массовый и широко доступный проект одноплатных компьютеров - Repka Pi, заменяющий Raspberry Pi и его многочисленные проекты-последователи со всего Мира, имеющий документация и поддержку на русском языке, собственные готовые библиотеки для работы с портами ввода/вывода и набирающий всё большую популярность в РФ и, что немаловажно, имеющий и доступную стоимость.

Построению систем управления на базе одноплатных компьютеров Repka Pi посвящён цикл статей с подробными инструкциями по созданию таких базовых проектов:

  1. Метеостанция - ссылка на описание,
  2. Игра “Охота на светлячка“ - ссылка на описание,
  3. Автоматизированная система полива - ссылка на описание,
  4. Сейф с замком с RFID-ключом - ссылка на описание,
  5. Парктроник или ультразвуковой парковочный ассистент - ссылка на описание,
  6. Охранная сигнализация - ссылка на описание,
  7. Игра “Змёйка“ - ссылка на описание,
  8. Детектор уровня звука или шума - ссылка на описание,
  9. Умный будильник - ссылка на описание,
  10. Нейросетевой детектор объектов с системой управления исполнительными механизмами - ссылка на описание.

Всё перечисленные проекты являются базовыми примерами, которые можно самостоятельно творчески расширять, объединять - одним словом можно придумать и реализовать бесконечное количество своих замыслов для создания автоматики решения и типовых и уникальных задач.

Все материалы данного цикла разработаны на основе материалов учебного-методичесткого комплекса УМК “Репка“, предлагаемого в качестве готового коробочного продукта для образовательных организаций разработчиками проекта Repka Pi и РобоИнтеллект.

В УМК “Репка” всё идёт готовое и собранное под ключ, в т.ч. со специальной прошивкой операционной системы, с установленными библиотеками и средствами разработки, с адаптированными переходниками, блоками питания, корпусами и с методическими материалами и рекомендованными программами обучения и т.д. и т.п. - т.е. фактически в виде готового набора оборудования для оснащения под ключ учебных классов и лабораторий в школах и ВУЗах.

Конечно этот вариант более высокую стоимость, т.е. не совсем подходит для самостоятельного изучения автоматики, робототехники, программирования, основ цифровой техники, принципов управления, основ электротехники и даже работы с операционными системами семейства Linux. А что делать, если хочется в домашних условиях самостоятельно делать то же самое? Данный цикл статей как раз в более кратком виде рассказывает, как можно самостоятельно повторить эти базовые проекты и начать свой Путь в мир автоматики, программирования и Робототехники даже дома или в небольшом кружке.

Все используемые в проектах устройства условно делятся на такие группы:

  • датчики,
  • исполнительные механизмы,
  • устройства ввода и вывода информации.

Используемые комплектующие:

Компонент Ссылка на приобретение
Одноплатный компьютер Repka Pi 4 в корпусе с блоком питания и с EMMC модулем на 32 Гб Ссылка
Монтажная/макетная плата Ссылка
Шлейф 40 pin Ссылка
Переходник с шлейфа на макетную плату Ссылка
Соединительные провода

Провода соединительные м-п

Провода соединительные п-п

Провода соединительные п-п

Блок питания и провода для подачи напряжения на макетную плату
Датчик атмосферного давления и температуры (BME280) Ссылка
ЖК дисплей (1602 I2C) Ссылка

На самом деле, если бюджет ограничен, то можно сэкономить и приобрести одноплатный компьютер Repka Pi 4 не в корпусе, а отдельно плату, не ставить на него EMMC модуль и самостоятельно приобрести и прошить SD карту и даже не использовать шлейф и переходник с шлейфа на макетную плуту - это не так удобно, надёжно и будет работать медленнее, но для начала в домашних условиях вполне подойдёт. А мы в наших статьях покажем как это делается в комплектации с оборудованием из комплекта УМК “Репка“ и так же кратко покажем, как это делать с более простым и экономичным вариантом самостоятельно дома.

Цикл статей будет расширятся, будут добавляться и усложняться проекты, сами инструкции так же будут расширяться и дополняться на основе Ваших вопросов им предложений.

Давайте вместе сделаем этот Мир лучше изучая автоматику и робототехнику, цифровую технику, программирование и делая интересные проекты!

Всё ссылки на статьи с подробными инструкциями по примерам проектов выше.

Успешных проектов!


Комментарии (0)

Для участия в обсуждении Вы должны быть авторизованным пользователем
Темы

Навигация

ВойтиРегистрация